Гульнара Исмуханова: «Фиолетово-красный Казахстан»
Cвязан ли уровень развития экономики с преобладающими в обществе ценнностями и может ли страна, население которой придерживается родо-племенного уклада и жесткой иерархической структуры, на равных конкурировать с государствами, исповедующими ценности верховенства закона, деловой активности, профессионализма и общественного консенсуса?
В последние год-два в Казахстане принято объяснять неудачи ряда экономических и политических реформ тем, что они не сопровождались “опережающей модернизацией общественного сознания”, иными словами – привитием ценностей прагматизма, бережливости, конкурентоспособности и т.д.
Однако, хоть проблема и обозначена на государственном уровне и решимость ее преодолеть оформилась в виде программы модернизации общественного сознания, ясного представления о том, где находится сегодня Казахстан на шкале ценностей от архаичных до модернизационных, по большому счету, нет. Также как и понимания того, каким образом “насаждать” в обществе желаемые прогрессивные ценности и модели поведения. И возможно ли это вообще?
Социолог, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы КазНУ им. аль-Фараби Гульнара Исмуханова предлагает взять на вооружение теорию спиральной динамики, которая не только замеряет уровень ценностей отдельного индивида и общества в целом, присваивая им условный “цветотип”, но и предоставляет инструментарий, с помощью которого можно формировать в обществе новые мемы, культурные коды и ценности.
— Гульнара Геннадьевна, сегодня в Казахстане реализуется программа модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», целью которой является модернизация общественного сознания, путем формирования ценностей прагматизма, конкурентоспособности, культа знаний, открытости и т.д. Однако в настоящий момент ощущается нехватка социологических обследований, которые бы замерили нынешнее состояние системы ценностей казахстанцев. Насколько мне известно, вы являетесь последователем теории спиральной динамики, которая исследует ценности. Согласно ей, уровень развития общества зависит от преобладающих в нем «мемов» или ценностей. Расскажите вкратце об этой теории. Какие мемы преобладают на каждом из уровней? На какой стадии развития находится, по вашему мнению, Казахстан?
— Теория спиральной динамики была создана во второй половине ХХ века известным американским ученым-психологом Клером Грейвсом. Эта теория объединяет в себе эволюционную модель ценностей и концепцию мемов британского ученого Ричарда Докинза. Теория, на мой взгляд, прекрасна тем, что она междисциплинарна и сочетает в себе социо-, био- и психологические уровни. Ее в равной степени можно использовать в бизнесе, в политике и в «чистой науке».
Используя ее инструментарий, можно изучать как сообщества, так и отдельно взятых людей и отдельно взятые группы, а также целые страны и континенты. В этом и заключается ее уникальность. Отмечу, что этой теорией пользуется многие международные организации – к примеру, комитет Европейского Союза по исследованию будущего, Лондонская школа экономики, мировой форум по изучению сценариев будущего развития. Также эту теорию взяли на вооружение правительства некоторых стран.
Известен опыт ЮАР, где Дон Бек с приходом к власти Нельсона Манделы помог с помощью интегральной технологии спиральной динамики продвинуть страну с феодального родо-племенного уровня до динамично развивающегося общества, ориентированного на успех. Преимущество инструментов интегральной технологии спиральной динамики и предлагаемой ею технологии исследования системы ценностей перед другими аналогичными заключается в том, что она не отрицает способность меняться как отдельно взятого человека, так и всего общества. Она наглядно демонстрирует, что смена образа мышления меняет наш образ жизни, восприятие мира, действия и поступки.
Подчеркну, что «образ мышления» авторы теории обозначили как мемы, которые, как это не странно, можно менять. Изменяя мемы, мы можем продвигать государство и общество от одного уровня развития к другому.
Если очень кратко говорить о классификации типов мемов, людей и обществ в теории спиральной динамики, то всего существует девять уровней развития – восемь базовых («бежевый», «фиолетовый», «красный», «синий», «оранжевый», «зеленый», «желтый», «бирюзовый» — каждому уровню ценностей присвоен цветовой индикатор) и девятый, самый высокий, так называемый «коралловый» – как говорит мой наставник, последователь Клера Грейвса, Дон Бек, людей такого уровня, с космическим мышлением и ценностями, очень мало – не больше сотни во всем мире. Мемы проявляют самые глубинные образы нашего мышления – то, что есть в каждом из нас. Мемы очень четко формируют наше поведение и влияют на то, как мы принимаем решения.
Самый базовый уровень и мем – «бежевый» (отмечу, что цвета для обозначения каждого типа были выбраны случайно и спонтанно). Этот уровень связан с выживанием. Для человека и общества на «бежевом» уровне базовым мотивом является стремление остаться в живых, благодаря инстинктам.
Могу сказать, что после кризиса 2008 года Казахстан, как и некоторые другие страны постсоветского пространства, была отброшена на этот уровень – уровень выживания.
Второй уровень – «фиолетовый». Мем этого уровня – мистика, родо-племенные отношения, клановость. В этих ценностях мы, конечно, узнаем и себя, наше казахстанское общество. Родственные связи, семья, магия, суеверия, шаманство, гадалки, духи предков – вот каким видится человеку и обществу на этой ступени развития окружающий мир.
На «фиолетовом» уровне пребывают, к примеру, африканские и некоторые латиноамериканские страны. «Фиолетового» очень много и в некоторых развитых странах мира – например, в Японии, где сильны традиции поклонения духам предков.
Следующий уровень – «красный». Доминирующие в этом типе общества мемы – это сильная авторитарная эгоистическая и эксплуататорская власть (в том числе над природой), командный принцип, иерархия. Управление в таких обществах осуществляется по вертикали – сверху вниз. Все подчиняются верховной власти, ждут «команды сверху». Людям этого уровня свойственен патернализм.
Третий уровень – «синий». Здесь преобладают мемы закона, религии и этики. В обществах этого типа доминирует абсолютная вера в единственно верный путь, покорность авторитету, в том числе божественному, следование законам и Священному писанию. Сильной стороной «синих» обществ является неукоснительное соблюдение этических норм.
Главными ценностями «оранжевого» уровень являются амбиции в науке и бизнесе: всё, что с этим связано – конкуренция, борьба, стремление к лучшим возможностям для себя. В «оранжевом» обществе люди меняют законы под свои потребности.
На «зеленом» уровень главенствуют экология, взаимоотношения и сети. В «зеленом» обществе главная ценность – это благополучие людей и консенсус. Кстати, выставку ЭКСПО-2017, прошедшую в Астане, можно отнести к проектам «зеленого» уровня. Поэтому, видимо, это мероприятие не нашло широкой общественной поддержки в Казахстане – у нас очень мало ценностей «зеленого» типа.
«Желтый» уровень – это гибкость, адаптация, профессионализм. Как говорит Дон Бек, «желтое» общество — это общество «людей в белых халатах», общество профессионалов. К желтому уровню общества и страны могут прийти благодаря системному мышлению и развитию.
«Бирюзовый» уровень – это глобальность, способность видеть все во взаимосвязи, уделять внимание глобальной динамике, макроуровню. На сегодняшний день стран и обществ бирюзового типа как таковых нет, есть только отдельные организации.
Наконец «коралловый» уровень – его мем это глобальное развитие цивилизации. Как я уже упоминала выше – людей «кораллового» уровня очень немного, однако люди этого типа уже оказывают влияние на глобальную повестку. Если есть люди этого типа, то вскоре будут сформированы соответствующие сообщества.
В завершении этого «введения в теорию» поясню, какое отношение я имею к концепции спиральной динамики. В 2014 году в составе группы из тридцати человек я прошла обучение у Дона Бека, последователя создателя теории спиральной динамики Клера Грейвса, и получила сертификат первого и второго уровня, что дает мне право использовать интегральные технологии спиральной динамики в своей практике как коуч, тренер, ученый и консультант. Кстати, за несколько лет до России Дон Бек подготовил группу консультантов в Казахстане.
К сожалению, проект не имел продолжения.
По типу ценностей Казахстан близок к африканским государствам
— Можно ли для наглядности привести примеры стран, которые соответствуют тому или иному, если так можно выразиться, «цветовому типу»?
— Это очень просто. К примеру, африканские государства принадлежат к обществам «фиолетово-красного» уровня. Моя гипотеза как социолога состоит в том, что мы казахи тоже относимся к этому «цветовому» типу. Отмечу, что соответствующего исследования в Казахстане еще не проводилось.
Очень хотелось бы верить, что вскоре для этого найдутся ресурсы и возможности. Очень много стран постсоветского пространства относится к этой «фиолетово-красной» категории, что, вероятно, связано с особенностями исторического развития. Тут необходимо сделать пояснение: каждый человек и каждое общество в той или иной степени содержит в себе все вышеперечисленные ценности. Таким образом, согласно теории спиральной динамики, люди и общества представляет собой своеобразный «штрих-код».
Каждый “штрих-код” содержит один базовый главный цвет и два сопровождающих, которые и определяют доминирующий тип. По этим доминирующим «цветам» мы и можем судить, к какому «цветотипу» относится общество или человек.
Китай можно отнести, пожалуй, к «красно-сине-оранжевым» обществам, причем доминирует «красный» и «оранжевый» – авторитарная власть и деловые амбиции. Поэтому Китай быстро догоняет США по уровню развития.
К «синим» обществам можно отнести страны, в которых сильна религиозная идеология, где право и закон находятся во главе угла и где ведется жесткая борьба с коррупцией посредством казней, отрубания конечностей и т.д. Это, конечно же, Иран, в какой-то степени Китай, большинство стран арабского мира.
Чисто «оранжевой» страной являются Соединенные Штаты – лидеры в науке и бизнесе. «Зелено-желтые» ценности преобладают в странах Европейского Союза.
К «желтому» типу обществ относятся Германия и Франция. Скандинавские страны несколько отличаются от континентальной Европы – в них преобладают «зеленые» ценности. Стран «бирюзового» типа в настоящий момент, как я это уже выше говорила, нет, но есть «бирюзовые» организации, которые развиваются по принципам глобального мышления.
В Алматы преобладают ценности деловой инициативы, в Астане – власти и жесткой иерархии
— Итак, вы выдвигается гипотезу, что Казахстан находится на условном «фиолетово-красном» уровне, что означает, что в нашем обществе преобладают ценности родственных связей, «круговой поруки» и авторитарной и эгоистичной власти. А к какому уровню, к ценностям какого типа мы должны стремиться, чтобы достичь успеха как суверенное государство?
— Отмечу, что смысл моей работы – провести в Казахстане исследование с использованием технологии спиральной динамики. Говоря иными словами: составить «штрих-код» нашей страны, узнать какого цвета мы, казахи. С 2014 года я ищу эту возможность, однако, пока не нашла поддержки ни от государства, ни от частного бизнеса. Причем я считаю крайне важным провести исследование в региональном разрезе, и параллельно с этим узнать – какого «цвета» наша управленческая элита. Почему, по моему мнению, это важно?
У меня есть гипотеза, что наши регионы имеют различный «штрих-код». К примеру, Южно-Казахстанская область «фиолетово-оранжевая», в Алматы преобладают «синие” и “оранжевые» ценности – деловая инициатива, амбиции, в Астане «красные» — жесткая иерархия и вертикальные связи. Увы, в современном Казахстане наблюдается дефицит действенных идеологических концептов. Еще в 90-е годы президент выдвинул тезис: «Сначала экономика – затем политика». Таким образом, вопросы идеологии были отодвинуты «на потом», когда мы достигнем благоденствия. Однако на деле эта конструкция оказалась не совсем дееспособной. Именно идеология, именно политика определяет уровень развития нашего государства и общества.
Это не я так думаю, это доказал еще Карл Маркс. Ценности, их исследование, безусловно, относятся к идеологическому измерению. Только имея на руках «ключи» к системе национальных ценностей, мы сможем открыть для себя новые возможности для успешного развития страны.
Приведу простой пример: если мы знаем “штрих-код”, скажем, Южно-Казахстанского региона и его административного центра Шымкента – повторюсь, по моей гипотезе, они имеют сильную «оранжевую» составляющую – население этой области очень предприимчиво, гибко, мобильно, подвижно, адаптивно, хорошо мимикрирует, выдержанно – то и лидер этой области должен соответствовать этим характеристикам, а не быть «красным», как, к сожалению, это часто у нас бывает. “Красным” трудно управлять “оранжевыми”. Управление становится неэффективным, даже вредным для сторон.
В результате несовпадения «штрих-кода» региона и его руководителя нередко возникает социальная напряженность. Может быть, поэтому у нас так часто меняются акимы областей и происходит ротация кадров на центральном уровне? Отмечу, что уровень руководителя, его «штрих-код» и ценности должны быть чуть выше уровня развития региона или возглавляемого им ведомства, в этом случае он сможет «подтянуть» их к себе. Таким образом, правильный подбор кадров позволил бы нашей стране продвинуться вперед в своем развитии. Например, министерство финансов должен возглавлять министр, у которого доминируют ценности «желтого» и «бирюзового» уровня, потому что финансовая сфера требует стратегического и глобального мышления.
Министры здравоохранения и социальной защиты должен исповедовать ценности «зеленого» порядка – забота об обществе, человек и его благо как главная общественная ценность. Армией должны управлять лидеры «синего» уровня, чтобы заставить людей «красного» типа следовать законам и морали. Министерствам, отвечающим за индустриальное развитие, необходимы руководители «желтого» уровня, который будут мобилизовывать ресурсы для решения амбициозных задач, развивать конкурентную среду, создавать условия для инноваций и думать о защите окружающей среды. К сожалению, в Казахстане руководители зачастую либо совпадают по своему ценностному «штрих-коду» с регионом и ведомством, либо стоят ниже по уровню своего развития.
Хотя очевидно, что человек с доминирующими «красными» ценностями не приведет армию к прогрессу и реформам – он в лучшем случае оставит ее на прежнем уровне. Да, он будет насаждать дисциплину, но технического переоснащения Вооруженных Сил произвести не сможет. Повышение уровня религиозности в Казахстане – естественный процесс
— Итак, Казахстану для успешного развития необходимо выйти на уровень «оранжевых» ценностный. Но, насколько я понимаю, общественное сознание не развивается скачкообразно, невозможно одним махом преодолеть одну ступень развития. Для того, чтобы перейти на «оранжевый» уровень нам необходимо пройти «синий» — то есть привить в обществе правовую культуру, верховенство закона. Видите ли вы в казахстанском обществе какие-то зачатки этих процессов, появление запроса на «синие» или «оранжевые» ценности?
— Обращает на себя внимание то, что многие инициативы, которые выдвигает президент, содержат в себе ценности «оранжевого» порядка – например, задача войти в 30-ку конкурентоспособных стран мира. Однако если в законодательной сфере творится бардак, эти «оранжевые» ценности, к сожалению, очень трудно навязать обществу.
В теории спиральной динамики существует диалектика – перепрыгнуть с одного уровня развития на другой мы не можем. Нам обязательно нужно пройти очень болезненный для нашей страны этап, связанный с пересмотром наших законов и снятием противоречий. На мой взгляд, нам предстоит избавиться от увлечения написанием законов, поскольку в «оранжевом» мире нет необходимости в жестком законодательном регулировании.
В «оранжевом» обществе приветствуются свободы – здесь «разрешено все, что не запрещено». Тогда как в нашем «красном» обществе сильно желание все регулировать, чтобы, не дай бог, какая-нибудь из сфер государства и общества не вышла из-под контроля – в нем наоборот «запрещено все, что не разрешено». Этим и объясняется наше чрезмерное увлечение законодательным регулированием.
Нам еще предстоит осознать, что не всякая реформа требует разработки законов. Это заблуждения «красного» общества. На «оранжевом» уровне развития законы пишутся только по потребностям – их главная функция развивать, а не контролировать.
Итак, нам предстоит пройти «синий» этап развития. Казахстанское обществе, по сути, уже вступило на него. Первые признаки процесса привития «синих» ценностей – правового сознания, верховенства закона – мы можем увидеть в социальных сетях, где формируется сильная группа адвокатов и юристов. Известные адвокаты становятся популярными блогерами. Например, Джохар Утебеков и некоторые другие адвокаты, юристы и правозащитники, деятельность которых направлена на повышение правовой грамотности казахстанцев, пропаганду правовой культуры.
Люди все чаще обращаются к адвокатам, ищут способы решения своих проблем в судах, а не прибегают к неформальными методам, стремятся отстоять свои права и интересы в правовом поле. В противовес людям с «красными» ценностями, которые решают свои проблемы с применением силы, и «фиолетовым», которые прибегают к неформальным связям. Даже в движении против земельных реформ я вижу часть процесса по формированию правового сознания казахстанцев.
Повышение уровня религиозности – это тоже один из признаков наступления «синих» ценностей. Казахстанская власть сейчас пытается бороться с религиозностью, а делать этого не надо. Создавать равные условия для верующих и атеистов — верное направление в идеологии. Запрещать не стоит. Это естественное состояние для общества, преодолевающего ценности «красного» уровня. Мы не можем его «проскочить» и «пропустить». Бороться с религиозностью – ошибка. По сути, это сопротивление «красной» системы «синим» ценностям. Важно, чтобы также пришло осознание ценности этики и морали. Пока этого нет. А поэтому нам слишком рано говорить о ценностях «оранжевого» уровня.