Гульнара Исмуханова: «Невозможно двигаться вперед, постоянно оглядываясь назад»
Связан ли уровень развития экономики с преобладающими в обществе ценностями и может ли страна, население которой придерживается родо-племенного уклада и жесткой иерархической структуры, на равных конкурировать с государствами, исповедующими ценности верховенства закона, деловой активности, профессионализма и общественного консенсуса? В последние год-два в Казахстане принято объяснять неудачи ряда экономических и политических реформ тем, что они не сопровождались «опережающей модернизацией общественного сознания», иными словами – привитием ценностей прагматизма, бережливости, конкурентоспособности и т.д.
Фиолетово-красный КазахстанОднако, хоть проблема и обозначена на государственном уровне и решимость ее преодолеть оформилась в виде программы модернизации общественного сознания, ясного представления о том, где находится сегодня Казахстан на шкале ценностей от архаичных до модернизационных, по большому счету, нет. Также как и понимания того, каким образом «насаждать» в обществе желаемые прогрессивные ценности и модели поведения. И возможно ли это вообще?
Социолог, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы КазНУ им. аль-Фараби Гульнара Исмуханова предлагает взять на вооружение теорию спиральной динамики, которая не только замеряет уровень ценностей отдельного индивида и общества в целом, присваивая им условный “цветотип”, но и предоставляет инструментарий, с помощью которого можно формировать в обществе новые мемы, культурные коды и ценности. Начало интервью читайте здесь:
— Гульнара Геннадьевна, как я уже упоминала выше, в Казахстане реализуется программа модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», цель которой – сформировать у казахстанцев ценности прагматизма, конкурентоспособности, культа знаний, открытости – это ценности «оранжевого» уровня, до которых, как выясняется, наше общество еще не доросло. Означает ли это, что «модернизация сверху» обречена? Что пока у нас нет среды для реализации людей с креативным и инновационным мышлением?
Есет Есенгараев: Модернизация в Казахстане затруднена из-за отсутствия стремления к ней у людей— Сразу скажу, что в спиральной динамике нет низа и верха, ни один мем не является хуже или лучше другого. Каждое общество содержит в себе всю палитру цветов спиральной динамики. Надо понять, что в «штрих-коде» каждого человека, группы, команды, организации или страны представлены все ценности. Ведущий мем один, есть еще два дополнительных мема. Остальные мемы также представлены в «штрих-коде». Мы судим о человеке или обществе по ведущим мемам.
Я как ученый всячески приветствую модернизационные инициативы. Радует, что интуитивно казахстанская власть пытается найти инструменты общественной трансформации.
В качестве позитивного момента могу отметить, что в программе «Рухани жаңғыру» говорится о том, что Казахстану надо занять место в передовой группе стран – я вижу в этом амбиции «оранжевого» уровня. Однако одновременно в этой программе заложено противоречие, поскольку важным условием модернизации нового типа называется сохранение национального кода. Традиции должны стать предпосылкой, важным условием успеха модернизации, говорится в программе. Таким образом, именно в прошлом нам предлагается искать энергию для будущего. На мой взгляд, это противоречивая по своей сути установка, поскольку невозможно двигаться вперед, постоянно оглядываясь назад.
Существуют теории об этносах и нациях, ориентированных на прошлое, настоящее и будущее. Согласно ей, этносы, живущие прошлым, как правило, не успешны – зачастую это страны третьего мира. В спиральной динамике это ценности «фиолетового» уровня. Нации, живущие настоящим – сегодняшним днем – и будущим, например, США, страны Евросоюза, эффективны. Это в основном ценности «синего» и «оранжевого» уровня.
По моим наблюдениям, казахи принадлежат к этносам, ориентированным на прошлое. Мы кровно привязаны к своему роду, истории, генеалогии. Если проиллюстрировать это принципом Парето 20/80 – то 80% казахстанских фильмов, книг, научных исследований, общественных дискуссий, рефлексии посвящены прошлому. Настоящему и будущему – не более 20%. У нас нет фильмов о сегодняшнем дне, нет литературных произведений и песен о настоящем, наконец, нет идеологии, ориентированной на «здесь и сейчас».
Мы не строим городов, которые были бы предназначены для жизни в будущем. Есть только один такой город – Астана, и мы носимся с ним как с писанной торбой, хотя каждый казахстанский город, каждый населенный пункт должен развиваться с учетом современных градостроительных технологий.
Мне думается, что авторы «Рухани жаңғыру» должны были устранить это системное противоречие. В программе есть множество прогрессивных зерен – очевидно, что казахстанская власть осознают неизбежность перемен. Однако ряд проектов, заявленных в программе, например, «Сакральная карта Казахстана», «Туған жер» опять-таки обращены в прошлое, к корням. Это «фиолетовый» уровень, это тянет нас назад – в прошлое, в историю, к тем же самым батырам и аруахам (духам предков – Прим. Ред.).
Это не означает, что я отрицаю историю и традиции. Но этому должно быть посвящено только 20% наших мыслей и творческих усилий. Остальные 80% – настоящему и будущему, к которому мы должны быть готовы уже сегодня.
Нам необходимо задуматься о своем наследии – что наше поколение оставит своим детям и внукам? Не в плане банковских счетов и собственности, а в том, какой след мы оставим в истории. Это многое изменит не только в нашем отношении к сегодняшнему дню, но и в нашем стратегическом планировании.
Еще один момент. К сожалению, мы зачастую берем за основу реформ модели вторичной модернизации. Хотя, как показывает международный опыт, это тупиковый путь. Вторичная модернизация предполагает заимствование чужого опыта и переложение его на наши реалии. Однако большинство из этих зарубежных моделей не соответствует нынешнему уровню развития казахстанского общества. Конечно, надо изучать опыт передовых стран, но нужно и осознавать логику развития нашей страны.
Приведу несколько примеров неудачного копирования зарубежных моделей. Чилийский опыт пенсионной реформы, которая на казахстанской почве потерпела крах, поскольку у нас другая система и другие ценности. Банковская реформа. В какой-то период нам удалось достичь лидерства в финансовой сфере среди стран СНГ. Однако сегодня у нас, пожалуй, худшая банковская система не только в СНГ, но и в мире, которая держится на плаву только благодаря государственной поддержке.
Можно и дальше продолжить этот список неудачных реформ – их провал, как правило, был обусловлен тем, что были заимствованы системы разного уровня Говоря проще, опыт принадлежал странам, которые имеют другие ценности, разный уровень развития.
— Есть и хорошая новость – согласно теории спиральной динамики, на общество можно воздействовать, запуская мемы, как вирусы.
— Да, с помощью мемов можно менять общество в лучшую сторону. Однако в первую очередь надо работать с людьми, которые будут запускать эти мемы, потому что и им нужно сначала четко определиться, куда двигаться, какова наша конечная цель, потому что мы уже очень много лет блуждаем в потемках.
К сожалению, нынешней «красной» системе свойственна поверхностность и торопливость при принятии решений о проведении реформ, при их реализации. Тогда как к таким масштабным и судьбоносным изменениям, как модернизация общественного сознания, надо подходить с «желтого» уровня, с точки зрения профессионализма.
— На постсоветском пространстве такие исследования уже проводились?
— Нет, в том числе и в России не проводились. Мне очень хотелось бы, чтобы Казахстан провел это исследование первым в СНГ и чтобы его результаты легли на стол нашему правительству, нашему бизнесу, потому что это очень мощный ресурс для движения вперед.
Мной, конечно, в какой-то степени движут научные амбиции. Спиральная динамика – это хорошая теория междисциплинарного характера, где есть хорошая команда, хорошая научная школа. Это позволит, наконец, приблизить казахстанскую социологию к стандартам современной социологической науки, поднять ее с уровня прикладных исследований на хороший теоретический уровень.
Разумеется, это исследование значимо не только для меня как ученого. Полагаю, его результаты многое объяснят «нам самим о нас самих», к тому же они включают не только диагностику нынешнего состояния общества, но и очерчивают перспективы.
В конце концов, это хорошая возможность действовать — нащупывать новые мемы и продвигать новые ценности в общественном пространстве не интуитивно, а с опорой на фундаментальные исследования, хороший policy research.
Еще один аспект – теория спиральной динамики может стать базой для мирного разрешения конфликтов в казахстанском обществе и преодоления социофобии, которой мы сегодня заражены.
Надо отметить, что и в бизнесе, и в политике мы очень боимся негатива и конфликтов и стремимся их избежать, тогда как весь цивилизованный мир развивается через конфликтные ситуации, выходя благодаря им на новый виток развития. И для казахстанского общества выхлопы негативной энергии могли бы дать хороший толчок к развитию.
Наконец, теория спиральной динамики помогает решать вопросы, связанные с естественной сменой поколения, сменой идеологии, обновления систем различного уровня, что особенно актуально сегодня.